БАШТА Трифон Максимович

Башта Трифон Максимович

(1904—1987) — основоположник отечественной машиностроительной гидравлики, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники Украинской ССР (1964).
Башта Трифон Максимович родился 14 февраля 1904 года в семье крестьянина в Талалаевском районе Сумской области. В 1914 году семья Трифона Максимовича переезжает в город Ашхабад.
После окончания технического училища железнодорожных машинистов работал с 1922 по 1923 гг. помощником машиниста и машинистом на Среднеазиатской железной дороге. С 1925 по 1930 годы обучался на механическом факультете Киевского политехнического института (КПИ). Также Т. М. Башта закончил заочно Механико-математический факультет Московского государственного университета (1932), а также Институт Красной профессуры при ЦК ВКП(б) (1934). С 1930 по 1931 годы обучался в аспирантуре КПИ по кафедре металлорежущих станков.
С 1932 года Трифон Максимович начал заниматься новой для того времени специальностью — «Гидравлические и пневматические приводы». С 1934 года Башта Т. М. работал в Экспериментальном научно-исследовательском институте металлорежущих станков, где он создал и возглавил Бюро гидравлических передач. На базе руководимого им бюро был в 1935—1936 годах создан завод «Гидропривод» в Харькове.
В 1935 году он получил звание профессора, а в 1936 году защитил докторскую диссертацию. В 1935 году Трифон Максимович был выбран Учёным секретарём технического отделения Академии наук СССР.
В 1938 году Т. М. Башта был арестован по обвинению во вредительстве[1]. В местах заключения он работал в созданном А. Н. Туполевым авиационном конструкторском бюро. Он впервые в отечественной практике создал системы гидропривода, которые обеспечили выполнение силовых функций управления боевыми самолётами.
В 1940 году Трифон Максимович был досрочно освобождён, с него была снята судимость и он был восстановлен в правах.
Во время Великой Отечественной войны Т. М. Башта работал инженером-конструктором во фронтовых авиационных мастерских по ремонту гидравлических систем боевых самолётов, а со временем стал начальников Лётно-исследовательского института авиационной промышленности.
В 1946 году по предложению Т. М. Башты было создано исследовательско-конструкторское бюро и завод посадочных приспособлений и гидравлического оборудования № 279 (ныне — Авиационная корпорация «Рубин»), где он был назначен директором и главным конструктором.
Трифон Максимович за время своей профессиональной деятельности принмимал участие в создании гидравлических приводов многих летательных аппаратов, среди которых ТУ-2, Ту-4, Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ил-14, Ил-28, Ка-10, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, Су-7, Су-9, Як-25.
Трифон Максимович уделял большое внимание подготовке профессиональных кадров в области гидропривода. Он работал в МВТУ им. Баумана, в Станкине, Московском авиационном институте, Киевском институте инженеров гражданской авиации (КИИГА, ныне — Национальный авиационный университет). Под его руководством было подготовлено 15 докторов наук и более 80 кандидатов.
С 1955 года Трифон Максимович жил и работал в городе Киеве, где он заведовал кафедрой гидрогазовых систем КИИГА, а затем работал профессором на той же кафедре.
Скончался Трифон Максимович 17 сентября 1987 года после тяжёлой болезни. Он похоронен в Киеве.

Источник: ru.wikipedia.org

`